Знаковая система — символическая основа народного орнамента

Сценарий урока «Знаковая система — символическая основа народного орнамента» (6 класс) Цели: обучающая — формировать знания о знаковую систему как символическую основу украинского орнамента, его образную структуру; развивающая — способствовать развитию познавательных интересов учащихся, совершенствовать навыки разработки несложной композиции, умение планировать рисунок на листе бумаги; воспитательная — воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие выразительности формы в декоративном аспекте, любовь к народному искусству. Задача к уроку Разработка несложной композиции орнамента с использованием символов (по собственному выбору) для отделки — керамической тарелки или кувшина; — декоративной салфетки; — праздничного полотенца; — ковра; — казацкого пояса; — боевого топора; — кирасы; — ножен казацкой сабли.
чат рулетка
Межпредметные связи: украиноведение, история. Оборудование 1. Рисунки и таблицы с изображением знаков-символов: — распространенных на территории современной Украины; — других стран. 2. Изображения предметов декоративно-прикладного искусства, на которых использованы знаки-символы. Материалы: любые графические. Методы и приемы, используемые учителем на уроке: — организация восприятия; — рассказ; — актуализация опорных знаний учащихся; — демонстрация наглядности; — наблюдение; — сравнительный анализ; — стимулирование творческой деятельности учащихся. Виды деятельности учащихся на уроке: — восприятие; — познавательная; — художественно-практическая; — творческая. Структура урока И. Организационная часть (1 мин). ИИ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация обучения (2 мин). ИИИ. Работа над темой урока (16 мин). IV. Самостоятельная творческая работа учащихся (22 мин). V. Подведение итогов урока (4 мин). Ход урока Части I, II, III Активизация внимания и восприятия В современных домах можно увидеть много оригинальных вещей. Радуются глаза от ярких узоров ковра, изящных линий керамической вазы, переплетение звездочек и цветков кружева ... Это говорят с нами на языке символов наши давние предки, для которых каждая черточка и геометрическая фигура имели определенное значение. Давайте сегодня на уроке попробуем понять и прочитать эти изображения. Но перед этим раскроем понятие «символ». В древности на протяжении многих тысячелетий жизни человека была тесно связана с окружающим миром, с силами природы. Существуя в гармонии с природой и по ее законам, человек очень поэтично воспринимал ее предметы и явления, оживляла их в своем воображении, веруя, что и они существуют по своим законам, наполненные таинственной, мощной силой. Живыми становились Земля, Вода, Огонь, Солнце, Звезды и тому подобное. Не все в этом мире было понятно для человека: дождь, буря, засуха, молния, зима, весна, лето, осень. Они откуда появлялись, хорошо или плохо влияя на жизнь человека. Пытаясь найти общий язык с окружающим миром, человек начал создавать несложные рисунки из условных знаков. С их помощью выработалась своеобразная язык общения с окружающим миром. На многих древних памятниках встречаются схематические рисунки, не является изображением реальных предметов или существ. Это стилизованные формы людей, птиц, животных. Актуализация опорных знаний учащихся Вспомните, что такое стилизация? (Стилизация — это творческая переработка форм реального мира с наибольшим художественным обобщением, выявлением его условных декоративных качеств.) Где встречались вы в своей жизни со стилизованными мотивами или орнаментами? (Видели на зданиях, вышитых полотенцах, салфетках, посуде, керамических изделиях, одежде, ювелирных украшениях, писанках, коврах и других вещах.) Словарная работа Узоры, появившиеся в доисторические времена, не менялись на протяжении многих веков, переходили от одного поколения к другому, образуя орнаментальный декор. Потому что это & mdash; не просто украшение, это & mdash; символы, то есть своеобразное письмо, графическая фиксация религиозных понятий и представлений, возникших задолго до письменности. Эти изображения знаков-символов играли роль магических формул, были графически зафиксированными молениями, обращенным к высшим силам. Преподавание нового материала (рассказ) Если мы посмотрим на прекрасные ушлые узоры старинных народных мастеров, то увидим гармонично сочетаются между собой треугольники, ромбы, круги, прямые или ломаные линии. Эти элементы узоров воспринимаются нами как обычные геометрические фигуры. Но для наших давних предков они были символическими изображениями людей, воды, земли, птиц, солнца. В узоре не было ни одного лишнего элемента! Каждая линия или фигура имели определенное значение. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие седой древностью, попробуем понять и прочитать эти таинственные рисунки. Просмотр демонстрационного материала с комментарием учителя. Наиболее распространенным знаком, использовали наши предки при оформлении ваз, ковров, оружия, резьбе по дереву, давлении по коже, а также в архитектуре, называется «древнегреческий меандр», или «бесконечник». Волнистая линия, которая не имеет ни начала, ни конца, символизирует бесконечность и ритмичность движения воды, жизни, всего мира. Наиболее глубокий смысл этот символ имеет в росписи пасхальных яиц. Нанесенный на сферическую поверхность яйца, он действительно не имеет окончания, проходит по поверхности яйца, будто экватор по земному шару. Этот символ является оберегом от злых сил, которые, по поверью, однажды попав в эту бесконечную линию, будут вечно кружить по ней и никогда уже не смогут нанести вреда. Прямо горизонтальная линия обозначала землю, это признак полного покоя. Горизонтальными зигзагообразными или волнистыми линиями сказывается Вода земная (реки, озера) — свидетельство взволнованности. Это один из древнейших символов украинского фольклора. Вода в представлениях предков была матерью всего живого, всеплодющою силой. Древняя украинская легенда гласит: «Царь Огонь и царица Водица мир сотворили». В далекие времена вода и огонь были «большими и незаменимыми святителями». В начале каждого времени года наши предки имели праздника в честь Солнца и Воды. Эти стихии, по верованиям, имели неограниченные силы и свойства: прогонять и отвлекать злые силы, предоставлять силу матери-земли для плодородия, человеку — здоровье, радость, благополучие и богатство. На второй день Пасхи — Обливаний понедельник — по всей Украине существовал обряд обливания водой — очистки.