Не бойтесь заглядывать в словарь ... часть 2

— Почему французы и поляки удивляются украинским свободным ударениям? (В польском и французском языке ударения постоянны: в польском языке на предпоследнем слоге, во французской — на последнем.) — Какое особое место занимает украинский язык среди других языков мира? (По благозвучием украинский язык занимает второе место после итальянского языка. В 1934 в Париже состоялся конкурс языков. Украинский язык занял третье место после французского и персидского.) Учитель. Таким образом, мы можем гордиться тем, что нашим родным языком является такое благозвучное, богатый язык, который занимает стоимостное место среди других языков в мире. V. Розыгрыш лотереи исключений. Учитель предлагает принять участие в розыгрыше лотерей исключений. Номером лотереи является номер орфограммы в словарике, а серией — одно слово из группы исключений. Задача ученикам: назвать орфограмму и группу исключений, в которую входит данное слово. Выигрышем являются символические записные книжки для работы со словарями. 1. № 4 серия резчик Ответ: употребление мягкого знака; исключения: тусклый, резчик, женьшень . 2. № 7 серия вилла Ответ: удвоение букв в иноязычных словах; исключения: тонна, ванна, нетто, брутто ... 3. № 10 серия престол Ответ написания приставок пре- , при- , исключения презрение, престол, преподобный, преосвященный. 4. № 11 серия кисет Ответ: написания и и и в словах иноязычного происхождения; исключения: башкир, калмык, киргиз, кинжал ... VI. Что говорят ученики об исключениях. Учитель.
Kid-Sport
Накануне нашего урока один из учеников получил задание пообщаться с учениками 5-го и 10-го классов об особенностях изучения ими исключений из орфографических правил. Ученик. Ученики 5-го класса, которые только начинают изучать исключения из орфографических правил, рассказывают, что учатся эти слова трудно, нужно время от времени повторять. Некоторые дети говорят, что придумывают разные рассказы, рифмуют строки, чтобы лучше запоминалось. Также ученики отмечают: если слово чаще употребляется в речи, оно лучше запоминается. Но все утверждают, что изучение слов-исключений — это тяжелый труд. Десятиклассники повторяют словавиняткы и отмечают, что это нелегкий труд, потому что несколько забылось, отдельные исключения нужно восстанавливать в памяти, а некоторые — учить. Ученики утверждают, что слова-исключения есть в русском языке, английском, немецком. Таким образом, исключения — это языковое явление, характерное не только для украинского языка. VII. Вопрос от пятиклассников. Ученики 5-го класса заинтересовались тем, что старшеклассники повторяют слова-исключения, и предложили такие задачи. 1. Прослушайте отрывки рифмованных строк и назовите слова-исключения. 2. Вспомните героев известных произведений И. Франко, изучаемых в 5-м классе. Шестнадцать гусей встречали Григория Уверен шел навстречу он. Хвастливисть на лице словно разлита, И прут из запястья едва торчал. Переступив хворостняк сухонький, Костлявый гусачок беленький ласкающий голосом спросил: Где, Григорий, ты, к черту, пропадал? Еще рано наш Никита встал, Спросонья лапы потягал, Вспомнил обещание вчерашнее, на торжище побрел. Окнами, под заборами, шел тропами, наугад. Знал — дело чести и жизни. VIII. Реклама. Учитель. Образованный человек должен владеть правильным устной речью. Поскольку мы живем в русскоязычном, диалектной окружении, то должны говорить на литературном украинском языке, не засорять свою речь суржике. Вспомните лексическое значение слов: суржик и против (запись на доске). Суржик — перен. Элементы двух или нескольких языков, объединенные искусственно, без соблюдения норм литературного языка; нечистая речь . Анти ... — префикс, означающий обратный, против . Посмотрите рекламу, которая имеет в себе элемент шутливости, но в целом нарушает очень серьезную проблему. Ученик (показывает на имитированы изделия). Компания «Анти» беспокоится о чистоте вашего дома, красоту вашего внешнего вида. Покупайте изделия нашей фирмы, и ваша квартира будет безукоризненно чистой, а одежда станет нарядным, удобным. И если кто-то поинтересуется: «В чем секрет такого совершенства?» Вы предложите им изделия фирмы «Анти» и скажете: «Вот мой секрет!» Ученик (держит в руках книгу «Антисуржик»). Да. Это прекрасно, когда вещи, которые нас окружают, чрезвычайно чистые, да и одежда милует глаза. Но если к этому же вы будете разговаривать хорошей, на чистом украинском языке, то вы приятно поразите всех как образованный, грамотный человек. Итак, читайте книгу «Антисуржик», и вы навсегда избавитесь смешивания слов украинского и русского языков. И поверьте, что никакой самый безупречный вид не прикроет вашего невежества. Но если вы произведете впечатление умного, образованного человека, то внешняя несуразность НЕ БУДЕТ замечаться. Читайте книгу «Антисуржик»! Учитель. Проблема употребления слов-суржиков есть острая и актуальная. Сегодня мы подводим итог конкурса на рекордное количество записанных вами слов-суржиков с речи людей, которые нас окружают. Всего вы записали где-то около 500 высказываний. Победитель Ковальчук Леся — 134 высказывания. Награда — 12 баллов. М. Рыльский в одном из своих стихотворений писал: Как росток виноградной лозы, Лелейте язык. Пристально и непрерывно Полите сорняк. Чище слезы Она пусть будет. IX. Слово-исключение по лексическим значением. Учитель. Ученики 1 и 2 групп запишут слова из доски и вставлять пропущенные буквы: Тори (ш, ч) ней, шестнадцать, рез (ь) бяр, стат (т) я, тон (н) а священным (н) ый, пр (е, и) зирст-во, б (и, и) нт, к (и, и) Нджалу, вил (л) ю. Ученики 3 и 4 групп запишут в столбик слова-исключения за их лексическим значением. Если исключения будут записаны правильно, то за первыми буквами каждого слова по вертикали прочитается название части речи, которую можно считать рекордсменом по трудностях орфографических написаний. 1. Пенни (Разменная монета Великобритании). 2. Пашня (Зоран слой почвы). 3. И 4. Судья (Должностное лицо в органах суда, выносит приговор по судебному делу). 5. Льняной (Изготовлен из семян льна). 6. Илья (Мужское имя, начинающееся на — И). 7. Ванная (Большая продолговатая сосуд для мытья и купания). 8. Нетто (Вес товара без упаковки). 9. И 10. Контрастный (Резко противоположный в чем). В строки под номерами 3 и 9 поставить нужные буквы. Ученики 3 и 4 групп называют записанные слова и часть речи — наречие. Учитель предлагает ученикам 3 и 4 групп проверить, как выполнили задание ученики 1 и 2 групп, количество допущенных ошибок заносится в оценочную карточку. X. Творческая минутка. Десятиклассники читают свои стихи о словарях. Ученик. Многие книг существует в мире. Они для нас — источники знаний, Помогают всем в образовании, Тяжелых них нет вопросов. И главное место занимают Одни из лучших — словари, в народе их прекрасно знают Все взрослые и дети. Обратитесь только, помогут Такие славные словари, Объяснение нам дать смогут И объяснят, как всегда. Поэтому о книгах не забудьте, Чаще смотрите в словари. Людьми образованными быть Вас помогут эти книжки.