Красота, величие и трагедия в образах шевченковского «кобзаря»

К какой категории (красоты, величия, трагедии и т. д.) можно отнести образ женщины-матери? В нашем раю на земле Ничего лучше нет, Как тая иметь молодая Со своим ребеночком малым. Ориентируясь на даты деятельности шевченковских исторических героев, можно утверждать, что в своем творчестве Кобзарь охватывал события, начиная с 80-х годов ХVИ века (деятельность Ивана Подковы) и заканчивая 70-ми годами ХVИИИ века (Колиивщина) . То есть двухсотлетнюю тяжелую и сложную историю Украины, а именно период казачества. Послушайте историческую справку о появлении Запорожских казаков. Дополнительная информация Ученик. В ХVИ веке на острове Малая Хортица, за днепровскими порогами была построена крепость Запорожская Сечь. Вследствие различных обстоятельств января неоднократно меняла свое расположение. Рост силы украинского казачества беспокоило литовскую и польскую власть. Она стремилась установить контроль над казаками. С этой целью на службу к польскому королю было взято полк из 500 казаков. Так возникло реестровое казачество. Но надежды польских властей не оправдались, и реестровые и запорожцы часто выступали как войско Запорожское. Они принимали участие в запрещенных правительством морских походах, казацких восстаниях, боролись за расширение казацких прав, отстаивали православную веру. Своеобразие украинского казачества заключалась в том, что оно противостояло не только турецко-татарской агрессии, но и возглавил в Украине национально-освободительное движение и завоевало собственное государство. Российское правительство так же, как и польский, негативно относился к существованию казачества, видя в нем силу, сдерживает окончательное порабощение Украины. В 1709 году царь Петр I разгромил Запорожскую Сечь. Окончательно ликвидировала казачество Екатерина II: в 1764 году была ликвидирована Гетманщина, а в 1775 — окончательно разгромлена Запорожская Сечь. Было время — запорожцы Умели господствовать. Господствовали, добывали И славу и волю. «Иван Подкова» Кого из запорожских вожаков упоминает в своих произведениях Т. Шевченко? В каких именно произведениях? («Гайдамаки», «Тарасова ночь», «Подземелье» и др.) (Ученик читает стихотворение Т. Шевченко «К Основьяненко».) Какой видел казачество Т . Шевченко? Как он описал ее в поэзии «К Основьяненко»? Совсем другой смысл имеет поэма «Гайдамаки». «Шумела Украины ...» Эти строки стали народной песней. (Ученик читает отрывок из поэмы «Гайдамаки».) Какую проблему поднимает Кобзарь в этой поэзии? На первый взгляд может показаться, что Т. Шевченко идеализировал казачество. Вот где, люди, наша слава, слава Украины. Но это не совсем так. От критического взгляда поэта не могут спрятаться недостатки и недостатки человеческого характера. («Гайдамаки».) Пышными рядами Выступали атаманы, Сотники с господами И гетманы — все в золоте. В мою хижину Пришли, сели рядом со мной И об Украине Говорят, рассказывают, Как января строили Как казаки на байдарках Пороги проходили Как гуляли по синему, Грелись в Скутари Да как, трубки закрутив В Польше на пожаре, В Украине возвращались Как пировали. Для сравнения. "И мертвым, и живым ...» Рабы, подножки, грязь Москвы, Варшавское мусора — ваши господа, Ясновельможнии гетмана. Что же вы чванитеся, вы! Сыновья бедной Украйны! Что хорошо ходите в ярме, Еще лучче, как родители ходили. НЕ чваньтесь, с вас дерут ремень, А из них, бывало, и тук топили. Все темными становились славные страницы истории Украины. Это засвидетельствовано во многих стихах, а также в послании «И мертвым, и живым ...». Вспомним эти строки. (Ученик читает отрывок.) пророческое послание "И мертвым, и живым» является синтезом всего творчества поэта. Недаром Т. Шевченко называют украинским пророком. Кстати, вам известно, кто такой пророк? Это выбрана Богом человек, передавала другим людям божью волю. Пророк указывал на человеческие пороки, предостерегал от опрометчивых поступков, которые осуждаются Богом или приводят к духовной смерти. оглохли, не слышат; Кандалами меняются Правдой торгуют. И господа презирают, — Людей запрягают В тяжелые ига. Пашут беда, Бедой засевают ... Опомнитесь! Будьте люди, Грянет. Раскуются вскоре Закованные люди, Наступит суд, заговорят И Днепр, и горы! И потечет сторикамы Кровь в синее море Дети ваших ... Откройте послание "И мертвым, и живым ... . "и найдите строки, в которых Шевченко говорит об обучении, о языке, об истории. (Ученики зачитывают отрывки из произведения.) Шевченко ведет к логическому выводу: что необходимо украинском, чтобы чувствовать себя счастливыми? Зачитайте последние 16 строк. (Ученики читают отрывок.) Шевченко повторяет эту мысль и в других стихах. А именно в молитвах к Богу просит единомыслия подай И братолюбию пошли! Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся За этот короткий промежуток времени мы остановились на нескольких образах, составляющих Украины. Назовите эти образы. Какие из них можно назвать украшением Украины? Почему? Имеет шевченковская женщина черты, которые поражают силой духа? Приведите пример. Кто еще из героев шевченковских произведений имеет сходные черты? Назовите их. Какие художественные образы имеют признаки трагичности? Объясните. (Ученики отвечают на вопросы.) Владимир Базилевский писал: "Если бы волей какой-то фатальной силы украинский народ оказался перед выбором из всего накопленного человечеством глыбы книг выбрать две — один чужую и одну свою — то должен взять «Библию» и «Кобзарь». Без первой он был бы неполноценный в общечеловеческом измерении, без второй — немыслим как народ. Украина — это Шевченко, Шевченко — это Украина «. На страницах вдохновенного» Кобзаря ", как в символическом венке Украины, расцветает волшебный красота украинской природы, переплетается с нежной девичьей красотой и казацкой отвагой, здесь величие безграничного любви и ароматной материнской любви; терпкий привкус памяти о седой, славную и трагическую древности, что учит нас и делает мудрее — это красота, величие и трагедия Украины, Украина, которую горячо любил Т. Шевченко и завещал: Любите Украину свою. Любите ее во время лютое. В последнюю, тяжкую минуту За нее господа молите. Подведение итогов урока.