Новелла хвылевого ' я (романтика) '

Урок на тему: Новелла Хвылевого "Я (Романтика)» ЦЕЛЬ. Исследовать образную систему новеллы, проблематику, стилистические особенности и идейное содержание для достижения понимания учащимися мировоззренческих позиций автора и утверждение гуманистических идей произведения в противовес антигуманным. Формировать у учащихся этические ценности, гуманистическую философскую концепцию. ОБОРУДОВАНИЕ. Репродукция картины П. Пикассо «Герника». Ход урока И. Проверка и систематизация знаний темы предыдущего урока Задания и вопросы к ученикам 1. Когда было написано М. Волновым «Я (Романтика)» и какая тема произведения? 2. Жанр произведения? Вспомните особенности новеллы как разновидности рассказа. 3. Охарактеризуйте образы произведения, подчеркивая лаконизм авторских характеристик, выразительные художественные детали (используя сделанные дома записи). Раскройте символический смысл образов. В ходе обсуждения формулируются краткие характеристики персонажей и в тетради постепенно записывается план образной системы новеллы 1) матери (мать Мария — Божья и общечеловеческая мать — центральный гуманистический символ новеллы, символ надежды , любви, жизни, материнского всепрощения); 2) доктора Тагабата (доктор Тагабат — «человек с холодным умом и камнем вместо сердца», бессмысленно жестокий пьяница и людоед); 3) дегенерата (дегенерат — часовой революции с душой «пылала с гильотины»); 4) Андрюше (Андрюша — человек с нормальной психикой, «чекист поневоле»); 5) инсургентов «Я» — образ раскрыть в развитии, акцентируя на моменте окончательного слома и роли в нем дегенерата и на отношении «Я» в других фигур, выведенных в произведении: утолении отвращения, оправдании того, что нельзя оправдать, в себе и в других — «Я думаю: так надо». («Я» — «мятежный» сын — «чекист, но и человек», коммунар, что в огне фанатизма убивает родную мать и с тех пор уже окончательно не человек, а только чекист) 4. Опишите печально-мрачный колорит фона, на котором разворачиваются трагические события; определите его идейно-художественную функцию. 5. Сформулируйте идею новеллы. Работа над темой урока Учитель проводит анкетирование учащихся (возможно краткое обсуждение) 1. С какой буквы вам хочется писать слова «Бог», «мать», «человек»? 2. Чувствуете ли вы в себе посев христианства? 3. Какое место в становлении сознания должны занимать Библейские заповеди? Комментарий учителя Библейские заповеди в толковании фанатиков большевизма утратившими силу нравственного закона. — Почитай отца и мать твою — смотря, кто они. — не убивай — смотря кого. — не давай кровавых свидетельств — смотря, полезно. Это был теоретически обоснован террор — непрерывный и безнадежный, и он деморализовал людей. "Преступление и наказание — это в рамках психологии и морали. Но безнаказанное преступление и безбожная вседозволенность — это безумие, что агонизирует и катится из бездны в бездну. Бог творит положительной силой любви и вдохновляет ней свои творения. Дьявол имеет негативную силу, и эта руинным сила ненависти была сути большевизма. Поэтому все лучшие слова стали словами-ловушками. «Правдой» назвали газету, узаконила всякую ложь и обман — чтобы на пользу революции. И это ключ ко всей октябрьской «революционной законности», которой начался весь цепь террористических актов, которые были признаны за эффективные средства для достижения побед советов человеком на пути к бредовым целей. Весь путь — это цепь страшных и бесчеловечных средств, использовали человека как материал, как раба рабов. Ленинский декрет 5 сентября 1918 о красном терроре был декретом над всеми декретами ". (Е. Сверстюк). Вопрос к ученикам Или одно и то же, по вашему мнению, отсутствие святыни и принципиальное отсутствие святыни? Обсуждение Это разные вещи. Отсутствие святыни человек может признать, что стыд, как беду, как собственную недостаток. Принципиальное отсутствие святыни человек превращает в лозунг и набрасывает его всем. Отсюда все острые, жестокие, негативные лозунги и плакаты большевиков — с нацеленными винтовками и штыками — культ ненависти. Все вместе приобретает характер эпидемии. Блудный сын становится положительным героем времени. Другие, те, среди кого вышли такие «герои», кричат, кто громким, а кто немым криком, выкрикивая из себя кровь и душу, как на этой репродукции. И пусть эта картина написана с другой страшного поводу (учитель уточняет — с какой), художник выразил, что чувствует человек, бессильна перед насилием. Учитель. Эта мрачная трагедия, в том числе и развернута перед нами М. Волновым, имеет три измерения. Попробуем определить их 1. Образно-описательный. (Это печальное море пролитой памяти, которое болит и бередит душу). 2. Морально-этический. (Вина преступников в содеянном). 3. Мистически-идеологический. (Это нечеловеческие преступления, установлены в рамках феномена большевизма и коммунизма). (по желанию эти три измерения трагедии можно записать на доске или в тетрадях). Комментарий учителя Хвылевой посвятил новеллу «Я ...» «Цвет яблони» М. Коцюбинского. Во-первых, Хвылевой-прозаик был внимательным учеником М. Коцюбинского. Во-вторых, в «Цвете яблони» тоже выведен персонаж с раздвоенным сознанием; это писатель, который, переживая трагедию смерти собственного ребенка, одновременно испытывает и муку родительских чувств, и работу писательской памяти. Для него даже момент смерти ребенка становится творческим материалом — вне контроля сознания, помимо его воли. Он страдает, презирает себя, но не властно-либо изменить. Однако торжествует в этой трагедии творческая, жизнеутверждающая сила. Хвылевой также раскрывает глубины подсознания персонажа. Но при этом показывает, что он сам несет полную ответственность за содеянное. Его выбор был сознательным, и преступление его непростительный. Такие, в нескольких словах, аналогии, порожденные авторским посвящением. На предыдущем уроке учитель рассказывал, что в декабря 1923 года года Н. Волновой читал «Я (Романтика)» в киевском театре им. Т. Г. Шевченко и произведение, как писал журнал «Новое общество», «произвел глубокое впечатление на аудиторию». Теперь необходимо объяснить некоторые причины этого впечатления, а также позицию автора. Как пишет литературовед Н. Жулинский, Хвылевой был честным коммунистом, сам романтически верил в идеалы революции, шел за ним на смерть. И когда писал новеллу, бесспорно, верил в то, что главный герой — настоящий революционер, более того, считал его идеальным воплощением революционной преданности идеалам коммунизма. Так считала и захвачена произведением аудитория, одобряя целеустремленность, последовательность и устойчивость героя. Сегодня нам страшно, что в расколе на человека и зверя победил зверь. В 1923 году эту победу считали достойным восхищения. И это страшнее, чем сама новелла. А в 1932 году в предисловии к «Избранных произведений» Хвылевой уже даже обвиняет героя за недостаточную решительность. Индивидуализм, мелкобуржуазные интелигентницьки переживания, двойственность натуры. Итак, сегодня, в 90-х годах, наша трактовка фигуры главного героя противоречит авторской точке зрения, но нам кажется — следует из анализа самого текста. Как это часто бывает с большими художниками, то, что сказал М. Волновой-художник, гораздо глубже, чем то, что хотел сказать М Волновой-идеолог. Определение проблематики произведения в процессе беседы с учениками 1. 1. Противоречие, полярность извечного идеала любви, гуманизма, добра. Традиционных нравственных ценностей, выработанных христианской цивилизацией — с одной стороны, и служением идее абстрактного гуманизма, фанатизма, фальшивой романтики — с другой. 2. 2. Неизбежность потери человеческой сущности через измену принципам человечности. Кто убивает другого — убивает себя. Отдельное замечание 3. Проблематика носит надчасовий, философский характер. Работа над стилем произведения. (Обсуждение) Важнейшие стилевые признаки (ученики записывают в тетради) 1. Рассказ от первого лица 2. Драматизм 3. Внутренние монологи героя 4. Отсутствие непосредственной авторской оценки 5. Лаконизм 6. Выразительные художественные детали 7. Глубокий психологизм 8. Отказ от традиционного описательного реализма 9. Временные смещения 10. Столкновение удаленных эпизодов 11. Исторические аллюзии, ассоциации (термин «версальцами» и т. д.) с целью поставить революцию в контекст выдающихся событий мировой истории 12. Содержательное сгущения 13. Символический смысл образов, деталей 14. Своеобразие зрительного и звукового фона событий 15. Средства поэтического синтаксиса Закрепление Проблемные вопросы к ученикам 1. Как вы думу, новелла называется «Я (Романтика)»? 2. Почему мы называли героя «блудный сын»? 3. Что объединяло «блудных сыновей»? (Потеря стоимости, подмена их фанатичной идеей, общая цель, общая борьба). 4. Кто опаснее для человечества: доктор Тагабат или дегенерат? 5. Не является дегенерат частью души колотой человека, а не только героя новеллы Хвылевого? Мотивируйте свое мнение, приведите примеры из истории и, возможно, собственного жизненного опыта. Что с этим делать? Выводы Еще раз вернемся к идее этого глубокого философского произведения 1.Фанатизм убивает в человеке человека. 2. На крови не может предстать гуманное общество. 3. Гармоничная мироздание исключает насилие как путь ее достижения. 4. Новелла Хвылевого «Я (Романтика)», как и вся литература расстрелянного возрождения, проникнутая пафосом гуманизма. Домашнее задание 1. Проработать соответствующий материал учебника. 2. Написать сочинение-миниатюру "Конфликт фанатизма и человечности в новелле Хвылевого« Я (Романтика) ». Литература:

  1. Агеева В. П. М. Волновой. — К., Наукова думка, 1995.
  2. Сверстюк Е. Блудные сыновья Украины. — К., Общество «Знание» Украины., 1993.
  3. Хвылевой. Я (Романтика).