Интеллектуальная игра ' знаешь ли ты свой край '

Cценарий Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты свой край" Цель. Развивать интерес учащихся к изучению истории, географии, культуры и традиций родного края, укреплять их чувство национальной гордости и достоинства. И. Подготовительная работа. Классный руководитель с помощью членов родительского комитета находит мецената, чтобы приобрести призы для победителей в соревновании. Это поощрит учеников к участию в игре, стимулировать их поисковую работу при подготовке. Через неделю-две до начала игры рекомендуем сообщить ученикам об ориентировочной тематику. Для того, чтобы их участие в соревновании дала желаемые результаты, им нужно знать а) украинский алфавит; б) города, горы, реки и озера, природоохранные зоны Украины; в) исторические события, которые сыграли важную роль в судьбе украинского народа, приумножили славу; г) имена великих украинском — выдающихся исторических деятелей, правителей, ученых, художников, героев; г) культуру, обычаи, обряды своего народа; д) историю государственной символики Украины. П. Организация игры. 1. Звучит в записи или в исполнении учеников песня Эй, шумы, Большой Луже! Мать-Хортица, пой! Запорожцев племя очень вернулось в родной край. Это не ветер несется с поля В приднепровской стороне — Так летит казацкая воля На буланом лошади. Наш язык соловьиный Пойдет с нами в века. До будет Украина, Пока будут казаки! 2. Вступительное слово учителя. Ни одно из государств не может считать себя ни развитой, ни демократической, если ее граждане не знают своего прошлого. Особенно нужно его знать нам, Украинский. Ведь от нас целенаправленно, на протяжении веков пытались отобрать историческую память, а, следовательно, и лишить национального достоинства, превратить в рабов с синдромом неполноценности. А между тем наша история, наша культура, наши традиции, может, и древнейшие в мировой цивилизации. Многочисленные археологические исследования подтвердили, что на территории современной Украины задолго до античной Эллады и Древнего Египта была высокоразвитая культура. Где корни сильное и глубокое, там и дерево сильное, оно бурям и стихиям ставит мощное сопротивление. Конечно, сила дуба сохраняется не только в его могучем стволе и крылатых ветвях, но и главным образом — в корнях. Перекати с возникло корнями бессильно в борюканням с ветрами, которые гоняют его, потому, наконец, оно закатывается в пропасть и гниет. Вы, молодое поколение, та молодая поросль, из которой расцветет пышная крона нашего народа. Но, напоминаю, при условии, что и пышная крона питаться глубокими корнями, ведь оно — язык народа, его история, культура, искусство, обычаи и традиции. Насколько тщательно вы их изучаете и усваиваете, какой-то мере покажет сегодняшняя игра. В наше время модными стали показательные соревнования интеллектуалов. Все с интересом смотрим телевизионные игры, например, «Первый миллион», художественные конкурсы юных — «Звезды на сцену!», Соревнования эрудитов — «Самый умный» и др. Проведем сегодня в классе интеллектуальную игру — «Знаешь ли ты свой родной край?». Победители в игре будут награждены замечательными призами (книгами, подпиской на молодежный журнал или газету и т. д. — на выбор классного руководителя). Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить нашего меценату (назвать), членам родительского комитета, которые помогли приобрести призы. III . Игра. Первый тур игры — отборочный. В нем принимают участие все желающие. Цель его — отобрать победителей, которые станут участниками следующего этапа соревнования. Поэтому приступаем. Класс делим на два варианта. Ученики получают чистые листы бумаги. После этого все записывают буквы украинского алфавита сверху вниз. Вариант 1-й. Записать в алфавитном порядке названия украинских городов (напротив каждой буквы алфавита по одному названию). Вариант 2-й. Записать в алфавитном порядке фамилии выдающихся людей Украины (исторических деятелей, ученых, художников, героев освободительной борьбы). Победителями, а следовательно и участником второго тура станут те, кто первым запишет 25 названий (фамилий). Те, которые займут второе место в отборочном туре, будут в запасе и, если участник второго тура споткнется в восхождении «на вершину», его место имеет право занять другой из его варианта. (Определив таким образом, кто будет принимать участие во втором туре, учитель проводит еще один конкурс, чтобы выбрать третьего участника.) Еще одного, третьего, участника второго тура мы выберем, выполнив устное упражнение. Им будет тот ученик, который без паузы, не останавливаясь, назовет десять украинских рек (рек). Ориентировочно Вариант 1 Алушта, Бар, Винница, Галич, Донецк, Евпатория, Житомир, Запорожье, Ичня, Каменец-Подольский, Львов , Мукачево, Нежин, Овруч, Приморское, Ровно, Сумы, Тернополь, Ужгород, Фастов, Хуст, Царичанка, Чернигов, Шепетовка, Ялта. Вариант 2 Аркас, Богун, Васильковский, Гончар, Дорошенко, Забаштанский, Крушельницкая, Липкий, Мазепа, Нестор, Орлик, Павлычко, Рыльский, Сковорода, Тычина, Ушинский, Франко, Хмельницкий, Чубинский, Шевченко, Щеголев, Яворницкий, Ющенко. Вариант С Буг, Десна, Днепр, Днестр, Припять, Смотрич, Черемош, Прут, Уж, Лимница. Второй тур — «Восхождение на Говерлу». «Восхождение на Говерлу» — символическое название этого этапа игры. Из учеников разгадает и раскроет смысл этого названия, — иметь право четвертым участником восхождения. (Говерла — самая высокая точка Украинских Карпат. «Зайти на вершину» — значит подняться выше, то есть победить всех в соревновании эрудитов). Участники должны правильно ответить на 12 вопросов. Ответив на первых 4 вопроса, игрок преодолеет первый подъем и иметь право на первый привал. Если он дальше не сможет подниматься, — получит приз 1-й степени и выбывает из игры. Его путь имеет право продолжать тот, кто занял второе место в отборочном туре. Варианты вопросов для 4-х участников «восхождение». Вариант 1 1. Самый высокий пост и титул во времена казацкой Украины. (Гетман.) 2. Кого из русских князей и за что называют Большим? (Владимира Крестителя.) 3. Как древние греки называли Днепр? (Борисфен.) 4. Имя русской княгине-христианки. (Ольга.) 5. Автор первого сборника законов «Русская правда». (Князь Ярослав Мудрый.) 6. Одно из искусственных морей, созданных на Днепре. (Каховское.) 7. Кто основал Запорожскую Сечь? (Д. Вишневецкий — Байда.) 8. Герои которой битвы похоронены на Аскольдовой могиле? (Под Крутами.) 9. Название города Украины, жителей которого было истреблено по приказу Петра I. (Батурин.) 10. Назовите автора музыки гимна Украины. (Вербицкий.) 11. Древнегреческий историк, первым рассказал о скифах, или сколотов. (Геродот.) 12. Населенный пункт, именем которого назван первое Евангелие на украинском языке. (Пересопница.) Вариант 2 1.Самая книга украинской художественной литературы XDC века. («Кобзарь».) 2.Сложное слово-название природоохранного заповедника в Украине. (Аскания-Нова.) 3. Основоположник украинской музыки. (Лысенко.) 4. Из русских князей получил титул короля? (Даниил Галицкий.) 5. От имени получил название русский алфавит? (Кирилл, Кириллица.) 6. Кто были первыми ездоками мира, приручив лошади? (Ори-сколоты (скифы) 4350 лет до Христа.) 7. Откуда происходила жена турецкого султана Роксолана Хурем? (С Рогатина.) 8. Назовите имя сестры основателей Киева? (Лыбидь.) 9. Название могилы, в которой сочетаются историю древней, княжества и освободительной войны XX в. (Аскольдова.) 10. Назовите 5 городов Украины, которые были столицами (Киев, Харьков, Галич, Батурин, Чигирин.) 11.Как турецкие и татарские людоловы называли украинском? (Гяуры, джавры.) 12.Кто и в какой войне впервые ввел партизанскую тактику? (Сколоть (скифы) против персидского царя Дария, 513 гг. До Христа.) Вариант С 1. Расшифруйте аббревиатуру УПА? (Украинская повстанческая армия.) 2. Назовите фамилию первого космонавта независимой Украины. (Каденюк.) 3. Назовите способ выполнения украинских народных дум. (Речитатив.) 4. Из Христовых апостолов сошел на Киевские горы и возвестил благодать Божию? (Андрей Первозванный.) 5. Где Богдан Хмельницкий одержал первую крупную победу над польской шляхтой? (Под Желтыми Водами.) 6. Назовите имя прославленного кошевого атамана Запорожской Сечи. (Иван Сирко.) 7. Какими стихотворными строками начинается Кобзарь Т. Шевченко? (Ревет и стонет Днепр широкий, сердитый ветер завива ...) 8. Укажите автора «Истории Руси-Украины»? (М. Грушевский.) 9. Назовите великую народную художницу Украины, которая всю творческую жизнь рисовала цветы. (Екатерина.) 10. Что построено на месте, где князь Ярослав Мудрый разгромил печенежскую орду? (Храм Святой Софии.) 11. Назовите автора слов Гимна Украины «Ще не вмерла Украина». (77. Чубинский.) Примечание: Каждый из участников — «восхождение» имеет право дважды обратиться за помощью к своим болельщикам. Из ответов, предлагаемых учениками, он должен выбрать правильную. Если трое участников «восхождение» доберутся до вершины, среди них нужно выбрать победителя. Для этого предлагает игру — «Названия слово». 1. Назовите наркотическое растение, название которой — родственна народным названием одного из христианских праздников. (Мак.) 2. Назовите имя автора первой украинской конституции. (Филипп.) 3. Назовите историческую науку, которая занимается исследованием героев и других государственных знаков. (Геральдика.) (Вручение призов победителям, поздравления их с победой.)