Использование интерактивных методов обучения на уроках географии

Использование интерактивных методов обучения на уроках географии Основной формой организации учебно-воспитательного процесса был и есть урок, которому отводится 98% всего учебного времени. Поэтому учитель должен постоянно совершенствовать методы работы на уроках с детьми, чтобы постоянно вызывать интерес учащихся к уроку. Современный этап развития общества многими учеными характеризуется, во-первых, как этап новой целевой ориентации на развитие интеллектуального, творческого потенциала личности, во-вторых, как этап формирования в общественном сознании новой научной картины мира и нового научного мировоззрения. Развитие творческого потенциала личности, формирования у учащихся опыта творческой деятельности является важнейшей задачей современного школьного образования, ведь задания творческого уровня обученности (теоретические и практические, проблемные, учебно и научно-исследовательские) являются комплексными и требуют для своего решения использования знаний и методов многих учебных дисциплин.
Сдать алюминиевый кабель в Москве

Следствием их выполнения является получение учащимися новых знаний и интеллектуальное развитие. Выбор методов обучения зависит от учебной цели и содержания урока, уровня подготовки учащихся, имеющихся наглядных средств обучения. До сих пор выделялись активная и пассивная модели обучения, в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности. В этой классификации сейчас добавляют интерактивное обучение как некую разновидность активного, который имеет свои особенности и закономерности. Интерактивные подходы к обучению не новы для украинской школы. Они использовались еще в первые десятилетия прошлого века и были распространены в педагогике и практике украинской школы. Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это пение обучения, взаимообучения (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Оно эффективно способствует формированию ценностей, навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Для интерактивного обучения характерно достижение знаний путем внедрения инновационных технологий, поиска ответа на вопрос "Как научить? Как создать условия? ". Интерактивные методы обучения предусматривают применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основными методами этого учения являются: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, развивающие творческое мышление (часто домашние опережающие завдання0, вопрос ученика к учителю, к другим ученикам, вопрос учителя к ученику. Есть и недостатки интерактивного обучения: за большой промежуток времени рассматривается небольшой объем информации. Когда на уроке рассматривается большой объем информации, то учителю лучше применять методы пассивного обучения, хотя на этапе проверки ранее изученного материала можно использовать и интерактивные методы. Если сравнить глубину изучения учебного содержания, то при интерактивном обучении ученики усваивают все уровни познания (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценку), процент усвоения материала высок. Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, время и ходом обучения, поэтому и результаты работы учащихся, менее предсказуемы. При активном обучении педагог сильнее раскрывается перед учениками, выступает как лидер, организатор, да ученики лучше раскрываются перед учителем. В процессе обучения, когда применяются интерактивные методы, ученики активно принимают важные решения относительно процесса обучения и это воспитывает в них чувстве ответственности и значимости собственных действий. Ученики сами мотивируют, оценивают свою деятельность. В современном мире невозможно одному человеку знать все даже в отдельной области знания. Ученикам нужны новые навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уметь искать нужную информацию, толковать ее и применять в конкретных условиях. Именно этому способствуют интерактивные технологии. Интерактивное обучение дает возможность увеличить процент усвоения материала, влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю (действия, практику). Применение интерактивных технологий требует тщательной подготовки учителя и учеников. Они должны научиться успешно общаться, использовать навыки активного слушания, выражать собственные мысли, убеждать и быть убедительными и толерантными, понимать других, задавать вопросы и отвечать на них. Современный урок — это производительный урок, на котором ученик воспроизводит приобретенные ранее знания во время овладения новым содержанием предмета. Усваивает практические действия, формирует мировоззрение, самостоятельность, активность, творческое мышление. На своих уроках я применяю различные формы и методы обучения, хочу, чтобы каждый ученик был активным его участником. Преподавание должно направляться не только на расширение объема знаний по предмету, его структурирование, интегрирование, обобщение, а также на постоянное превращение приобретенного каждым учеником субъективного опыта. Конечно, каждый урок — это сложная организационно-методическая схема, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время урок — это завершенный, самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами. И каждый урок позволяет сделать выводы о стиле работы учителя, раскрывает его методический почерк. Ведь учитель — это создатель урока, а учащиеся в классе — его ассистенты, без которых не учебное действие. Современные уроки отмечаются многообразием форм организации обучения: лекции, семинары, практикумы, игры, конференции, презентации и тому подобное. Каждый урок — это еще одна ступенька к храму знаний и умений. В своей педагогической работе я широко использую при проведении уроков географии интерактивные технологии. Вот некоторые из них. «Моя работа». Учитель заранее готовит шпаргалки на листочках в виде таблиц, схем, которыми учащиеся будут пользоваться в течение урока. Таблицы, схемы могут быть заполнены полностью или частично. Незаполненные промежутки ученики будут заполнять при изучении темы. Например, при изучении темы «Физико-географическое положение, береговая линия и исследования Северной Америки.» я составляю такой план-схему урока.

  1. Физико-географическое положение:
План определения физико-географического положения материка.
  1. Площадь материка. Расположение материка относительно экватора и нулевого меридиана
  2. Расположение материка по тропиков и полярных кругов
  3. Моря и океаны, омывающие берега материка
  4. С каким материками граничит данный материк
  5. Крайние точки материка (северная, южная, западная, восточная)
  6. Протяженность материка с севера на юг
  7. Протяженность материка с запада на восток
  1. Крайние точки материка. (Ученики определяют и записывают географические координаты крайних точек материка)
Северная — Южная — Западная — Восточная —
  1. Береговая линия.