Мисс весна часть 2

V. Домашнее задание Изучить сцену «генерального мордобития» наизусть, выписать крылатые выражения произведения. Тема. Лирический цикл стихов «В каземате», его ведущие мотивы. Цель: раскрыть главную мысль стихотворений, написанных Шевченко в III отделе каземата, ознакомиться с понятием «лирический цикл»; воспитывать эмоциональное восприятие стихов, желание через выразительное чтение совершенствовать свои творческие способности чтеца; развивать умение логически и последовательно доказывать свое утверждение, умение сопоставлять и делать выводы на основании наблюдений над текстом произведения. Тип урока: комплексное применение знаний. Оборудование: учебник «История Украины» за 9 кл., «Кобзарь», факсимильные издания Малой и Большей книги Т. Шевченко, портреты членов Кирилло-Мефодиевского общества, титульные страницы дел по Кирилло-Мефодиевского обществу, рисунок Т. Г. Шевченко «В тюрьме» из серии «Притча о блудном сыне». Только седой мрак в стенах каземата — В этой тюрьме злой. Влажный свет льется из-за решетки На убогий стол, на цемент, на цепи, И недописанные строчки горят, Словно в сердце раны. Кесарь Андрийчук, «Шевченко в каземате» Ход урока I. Воспроизведение опорных знаний — За что 1847 Шевченко был брошен за решетку Петербургской крепости? — В каком главном вопросе расходились мнения участников Кирилло-Мефодиевского общества? — Значение общества в истории нашей страны. — Почему Т. Шевченко были наказаны тяжелее? II . Сообщение темы и цели урока III.
Алевтина Черникова ректор МИСиС

Восприятие и первичное осознание нового материала (побудительный метод) 1. Беседа, что знакомит учеников с важной ролью Т. Шевченко в Кирилло-Мефодиевского общества. 1) работа с учебником "История Украины 9 кл., С. 72; 2) демонстрация обложек по делу Общества; 3) комментирования решение царя Николая I по Шевченко. — Чего же так испугался царь, прочитав строки поэмы «Сон»? — Как вы думаете, испугался Шевченко приговора, застонал, начал просить помилования у царя как многие из братьев? 4) демонстрация Малой и Большей книжек Т. Шевченко, выяснения их роли в жизни поэта и ценности в общенациональном значении; 5) выразительное чтение стихов «Вспомните, братия моя», «Ой одна я, одна», «Ой три пути широкие», «В неволе тяжело, хотя и воле ...», "Или еще мы сойдемся снова? ", определение их ведущих мотивов. 6) Слушание песни "Садок вишневый коло хаты». 2. Беседа по содержанию, произведения. — Как вы думаете, какие источники появления этого идиллического произведения в таких драматических условиях? — Каким увидел поэт летний вечер? — С какими произведениями Шевченко, написанными ранее, перекликается поэзия? — Художественные детали помогают сделать картину зрительной? Зачитать строки стихотворения, которые подтверждают эту мысль. — Определить главную мысль произведения. 3. Эвристическая беседа по содержанию стихотворения «Мне все равно ...» — Что волнует автора больше всего? — Какое главное слово в поэзии? Что дает основания так думать? — Когда это слово говорит читателю, что больше терзало душу поэта? — Кто лирический герой, чьи переживании и размышления описаны автором? — В каких строках изображено ближайшее будущее? — Как в произведении выражено отчаяние от мысли, что поэт так мало успел сделать для народа? — Как вы понимаете образное выражение «на нашей &mdash: не своей земле»? — Актуальна эта тема сегодня? — Где в произведении лирическая кульминация? — Чья судьба прежде тревожит автора? — В каких строках звучит вывод размышление? Сформулируйте его своими словами. — Какие строки эпиграфа к уроку подчеркивают высказанное автором в произведении? — На которого легендарного мифического героя похож автор поэзии «Мне все равно ...»? Чем именно? — Какую злободневные проблемы нашего времени предусмотрел Шевченко еще в 1847 p.? 4. Словарная работа. Выяснение значения слов эгоист, альтруист, определение понятия лирический цикл. IV . Закрепление приобретенных знаний 1. Групповая работа. Задача первой группе Каким в воображении Шевченко стоит будущее Украины? План ответа 1) Что положительного произошло в Украине после обретения ею статуса независимого государства? 2) Значение украинского языка для современного украинского общества. 3) Общность путей развития славянских народов и их взаимосвязь. Задача II группе В каких произведениях писателей мировой литературы звучит мотив любви к родине? План ответа 1) Фамилии художников и названия произведений (желательно зачитать отдельные предложения из стихотворений). 2) Грозит это любовь к родине какой расправой над поэтом (писателем)? 3) Почему так жестоко Шевченко наказали за эту любовь? Задача III группе Прокомментируйте слова Шевченко: "История моей жизни составляет часть истории моей родины ". План ответа 1) Условия культурного и социального развития Украины в XIX веке. 2) Методы борьбы с политическими преступниками (примеры). 3) мог Шевченко, поняв суть «национальной идеи», пойти другим путем? 2. Работа над рисунком Т. Шевченко «В тюрьме» из серии «Притча о блудном сыне». — Которая очень яркая деталь в изображении главного героя подчеркивает условия жизни народа в условиях феодально-крепостнической России? (Героя закован в кандалы). Такой эмоциональной напряженности, которой достиг здесь Шевченко, такой силы выражения, широты обобщений, революционной направленности не было ни в одном произведении искусства того времени. V . Подведение итогов урока Оценка работы класса над достижением цели урока. Поощрение отдельных учеников словам похвалы. Беседа. — Почему, по вашему мнению, не было суда над Шевченко? — О чем свидетельствует тот факт, что Шевченко и в тюрьме не изменил своих демократических взглядов и убеждений? — Дать определение лирического цикла. — Какой ведущий мотив цикла «В каземате». VI . Домашнее задание Изучить поэзию «Мне все равно ...» наизусть.