Лирика владимира сосюры. внеклассное чтение

Тема: Лирика Владимира Сосюры. Внеклассное чтение. Цель: ознакомить учеников с произведениями патриотической, интимной гражданской, пейзажной; послевоенной лирики В. Сосюры, которые не вошли в программного изучения; обучать эстетически воспринимать тонкости стихов украинского поэта; развивать у учащихся образное ощущение мира, чувствительность; воспитывать чувство гуманизма, любви к людям, природе, Вселенной. И. Сообщения темы и задач урока ИИ. Мотивация учебной деятельности.
http://uadreams-scams-complaints.com/

6 января 2008 исполнилось 110 лет со дня рождения украинского поэта Владимира Николаевича Сосюры. Нежнейшим лириком, украинским соловьем называют Владимира Сосюры, чье поэтическое слово рождалось из любви с любовью говорило ко всему сущему на земле. Лирические стихи, поэмы, автобиографическая проза — это безграничный мир поэта, это история, пережитая в любви и ненависти, радости и печали, пережитая остро, до слез, до изнеможения. В глубинах его слова кроется ощущение, которое поднимает людей на уровень высокой цели — мечты и дарит удивительную свободу Такой я нежный, такой тревожный, моя осенняя земля. Вокруг ветер непобедимый ревет и шишка. Поэтическая музу Сосюры справедливо называют голосом нежности и правды. Он мог звучать не только соловьино, но и греметь гром в дни заиграл и общественных бедствий, с которыми приходилось не раз встречать на нелегком и тернистом жизненном пути. Но Сосюра не только страдал — он жил полнокровной жизнью. Любил и его любили. Он был самым популярным поэтом лириком, вокруг нового пульсирует живая, защитная аура всенародной любви. Он получал действительно заслуженные государственные награды, выдавались многотомные его поэзии. В. Сосюра принадлежит прошлое, и настоящее, и грядущее, пока живет Украина. А Украина вечна. ИИИ. Изучение нового материала. Большим мастером был В. Сосюра в создании патриотической, интимной гражданской, пейзажной, послевоенной лирики. Поэт пришел в украинскую литературу со своим собственным видением мира, со многими новыми для нашей поэзии чертами, которые так и известные читателям, как «сосюринськи». Это смелые и очень живописные метафоры. Но главная примета его произведений — это нежно мечтательная, чутко-тонкая, искренне задушевная интонация. Именно благодаря этой интонации думы, мечты и образы В. Сосюры доходят до нас в той неповторимой окраски, в том убедительности и трогательности, всегда привлекают нас и радуют. И группа — Патриотическая лирика. (Поэзии «Люблю Украину любимой небо», «Тоска по Бахмутки» «Для Вас песни гудки заводят», «Сады цветут») Эвристическое сообщение:

  • Это же эврика! Когда вспоминаешь имя В. Сосюры, сразу возникает в воображении
белопенные цветения садов, «сладкий дух акаций», «золотые поля», «васильки в поле», провода, которые несутся в степную даль, терриконы шахт, зарева домен, воздуховоды в небе, — и вся, вся наша душистая вишневая, солнечно улыбающаяся Украина. Ее бесконечно любил, ласкал и нежил в своих песнях незабываемый поэт. Он не только любит родной край — Украина, не только воспевают его, он боролся за него, за его свободу, за его расцвет, за освобождение народа от царско-помещичьего ига, национального порабощения. Чувство национальной гордости, чувства любви к своему родному краю свойственно прежде всего тем, кто своими руками разрабатывает его недра, кто пашет его земли и засевает чистым зерном, кто украшает его уютными домами, школами и парками, садами и заводами. Смотрит труженик на свою землю, на родные поля и леса, на фабрики и шахты, и радуется душа его этой красоте. А настоящий поэт будто подслушивает, чем полнится душа человек, и все то потом переводит на певучий язык стихов. И когда труженик слушает или читает ту поэзию, он познает свои чувства, любовь, радость и гордость. Поэт и народ утверждают собственным трудом красоту и очарование родного края. Работа в группах (каждая команда получила задание, работая над которым заполняет таблицу — задача мини-учебника). Вопрос:
  1. Определить тему и главную мысль стихов «Люблю Украину любимой небо»
  2. Объясните последние две строки второй строфы стихов «Люблю Украину ...»
  3. Определить каким настроением охвачена вышеуказанная поэзия.
  4. Считаете ли вы себя счастливым человеком? Докажите это.
  5. Почему В. Сосюра так взволнованно говорит о реке своего детства
(поэзия «Тоска по Бахмутки»)
  1. Кто виноват в трагедии Бахмутки?
  2. Какой в вашем воображении возникает река Бахмутка. Нарисуйте ее художественным словом.
  3. Определить эпитеты и сравнению в поэзии «Тоска по Бахмутки»
  4. Определить ведущий мотив стихов «Тоска по Бахмутки» В. Сосюры.
  5. Почему поэт называет шахтеров Донбасса "солнечными героями (" Вам песни гудки заводят ... ")
  6. Почему солнце в поэзии В. Сосюры имеет черный цвет ?
  7. Найдите детали, ярко, колоритно характеризует шахтеров («Вам песни гудки заводят ...»)
  8. Кому посвящено поэзии В. Сосюры "Сады цветут "
  9. С помощью каких художественных средств В. Сосюра выражает свою горячую любовь к Украине? «Сады цветут»
  10. Какое значение имеет образ соловьев, вишни? Почему именно их образ выбрал В. Сосюра?
II группа — интимная лирика В. Сосюры (Поэзии «Над терриконом дыма пакли», «Как мне дышать», " Вот и день, но от ночи ... «,» Где соловей любовь беспредела ... " " Кто в вознаграждает сладкий ... «,» Из твоих глаз ... «,» Стены холодность ... ") Эвристическое сообщения: — Мы Вам скажем интересную новинку, многие поэты мира писали о любви. Казалось бы, трудно написать о нем по — новому и с большой силой. Однако Владимиру Сосюре это удалось. Недаром многие его стихи на эту тему девушки списывают в дневники и держать под подушкой. И это вовсе не сентиментальные выходки. Это естественное влечение юности к хорошему, всего и душистого слова об одном из лучших человеческих чувств. В. Сосюра — лирик. Его лирические стихи — в основном небольшие по размеру, в каждом из них основным мотивом звучит какое-то личное поэтическое чувство, характерное в то же время для многих других людей.
  1. Прокомментируйте строки стихов «Над терриконом дыма пакли ...» «Ты шла, и в синие, синие глаза заглянул тихий, коричневый мир».
  2. Как поэт говорит о любви двух людей ("Над терриконом дыма пакли ...)?
  3. К кому еще проявляет чувство влюбленности В. Сосюра («Над терриконом дыма пакли»)?
  4. Какими чувствами В. Сосюра передает разлуку с любимым (П. "Как мне дышать ... ")?
  5. Как природа реагирует на состояние души поэта (П. "Как мне дышать ... ")
  6. Определите метафоры в произведении (п. «Как же мне дышать»).
  7. Почему в соловья льется кровь на лепестки розы? («Где-то соловей ...»)
  8. Можно прощать измену любимому человеку? Как к этому относится В. Сосюра («Где-то соловей ...»)
  9. Дайте свое название поэзии В. Сосюры «Где соловей ...»
  10. Почему для В. Сосюры день и ночь ничем не отличаются („Вот и день, но от ночи“).
  11. Определите методы поэзии („Вот и день“)
  12. В чем проявляется верность любимой для В. Сосюры («Кто в вознаграждает ...» )
  13. Кто поможет в собственном горе В. Сосюра («Из твоих глаз лазурным морем»)?
  14. Какими эпитетами В. Сосюра объясняет слово счастье "? («Стены холодные и шаги»)
  15. Отыскать антитезу в поэзии «Стены холодные». Объяснить, для чего автор ввел ее в свое произведение.
III группы — гражданская лирика («Леси Украинцы», «Если бы ты посмотрел на Украину милую», "Я знаю боль утихнет впоследствии ") Эвристическое сообщения: