Логика

Основная цель раздела «Планирование действий» — раскрыть содержание алгоритмических и эвристических приемов интеллектуальной деятельности, позволит развить дивергентное мышление с присущими для него интуитивными процессами. На уроках математики ученики преимущественно используют только алгоритмические приемы интеллектуальной деятельности, а точное следование предписаниям, алгоритмам действий обеспечивает безошибочный решение определенного вида математических задач. В отличие от приемов алгоритмического типа эвристические приемы ориентируются не на формально-логический, а на содержательный анализ проблемы. Знание логике действий, которая содержит приемы как алгоритмического, так и эвристического типа интеллектуальной деятельности, дает возможность ученикам включать в поиск решения остроумные рассуждения и определенное рассуждения, целостно и синтетически представить и благодаря этому глубоко вникнуть в ситуацию, спланировать свои действия на трех четыре шага вперед, предсказать результат (даже отрицательный) и на основе этих умений выбрать цепочку действий, который наиболее быстро и экономно приведет к ожидаемому результату. О логике действий как стратегию в виде психического образования, которое обеспечивает «интеграцию основных операций в сложные формы мышления», отмечал D. Dorner; как «мыслительную стратегию поиска аналогов, комбинирования, реконструкции», а также как универсальную стратегию умственной деятельности — отечественный психолог В. А. Моляко.
Что вы знаете о современной коррекции лица без пластики? Хотите узнать какие лучшие мезонити есть сейчас в России? Заходите на drfiller.ru
В данном разделе рассматривается понятие «алгоритм». Логические задачи, которые рассматриваются в каждом разделе программы, разработанные на основе данных из различных отраслей наук, взятые из практики человека, повседневной жизни. Некоторые из них заимствованы из разных источников: Я. И. Перельман «Живая математика», Б. А. Кордемський «Математическая смекалка», Е. И. Игнатьев «В царстве смекалки», другие — составлены автором. Изучая задачи, которые решаются методом предположения и методом исключения, ученики углубляют знания по разделам «Понятие» и «Суждение», расширяют свои интеллектуальные способности, познавая такие необходимые для образованного человека логические действия, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение . Ученики учатся с логической точки зрения оценивать связи между понятиями в суждении. Решение указанных видов задач способствует формированию умений выражать свои мысли определено, непротиворечиво, последовательно и обоснованно. В разделе «Планирование действий» мы рассматриваем следующие задачи: «задачи, которые решаются с конца», «задачи на нахождение слагаемых при известном значении суммы», «задачи на планирование худшего варианта». Указанные задачи связаны с арифметическим материалом. Для их решения дети должны обладать определенными вычислительными навыками, выполнять все арифметические действия, решать уравнения, поэтому знакомство с ними мы предлагаем начать с третьего класса. В данном разделе также блок исследовательских задач, которые включают: «задачи на разрезание», «чертежи графов одним росчерком». Это задачи на моделирование, на поиск нового конструкторского решения, на изобретение новых конструкций, новых средств деятельности. Решение задач данного блока способствует развитию пространственных представлений детей, поисково-превращающего стиля мышления. В данном разделе мы рассматриваем игровые логические задачи, которые включают различные числовые ребусы, ребусы, связанные со словами, задачи «как обыграть противника». В каждом разделе курса есть ряд проблемно-поисковых задач, для решения большинства из которых не нужны никакие специальные знания, они не имеют определенных общих способов, приемов решения. Это задания на развитие познавательных (психических) процессов: памяти, внимания, воображения, скорости реакции, ассоциативности мышления. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-воспитательного процесса Познание учащимися объективного мира на уроках логики должно осуществляться через конструктивное взаимодействие между учителем и учениками. Специфика конструктивного взаимодействия в подсистемах «учитель — класс", «учитель — ученик» заключается в том, что основное внимание учителя направляется не на результат усвоения определенных знаний, а на процесс его достижения. Содержание научных понятий при конструктивного взаимодействия с учителем Не столько укореняется в сознание каждого ученика, сколько согласуется с содержанием, свойственный ученику в момент усвоения. Его субъективное содержание может совпадать, а может и расходиться с заданным, но он всегда в центре внимания учителя. Осуществление конструктивного взаимодействия в подсистемах «учитель — класс", «учитель — ученик» происходит так: сначала учитель выявляет различные индивидуальные семантики понимания учеником содержания понятия, которое он усваивает, потом коллективное обсуждение их, выбор точных с точки зрения науки, подкрепление собственными соображениями. В процессе коллективно-распределительной деятельности в подсистемах «учитель — класс", «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — класс», направленной на поиск истины, происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга ученика, сочетание «левополушарного» рационализма и целостного ассоциативного интуитивного мышления. Достояние учеником новой информации через мышление-общения с учителем и одноклассниками, где истина предстает как спор об истине, как диалог, постоянный обмен знаниями, переживаниями между участниками учебно-воспитательного процесса, порождает инверсию: учитель становится «учеником», а ученик — «Учителем». Программа курса «Логика» рассчитана на один час в неделю со второго по шестой класс и предлагается как предмет вариативной части учебного плана. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ Реализация программы осуществляется по учебным пособиям, которые запланированы отдельно на каждый год обучения. Уже вышли в свет в издательстве «Начальная школа» экспериментальные учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки Украины: «Логика. 2 класс», «Логика. 3 класс», «Логика. 4 класс». В проекте программа и учебные пособия «Логика. 5 класс» и «Логика. 6 класс». Весь материал в пособиях подается по темам. Задача, которые располагаются в каждой теме, это: примеры для подробного анализа на уроках, которые помогают осознать (закрепить) теоретический материал; индивидуальные задания учащимся для самостоятельной работы в классе и дома. Все задачи по тем «Задача на повторение» (обобщение и систематизация изученного) разделены условно на блок-уроки (до восьми задач в каждом). В каждом таком блоке подаются разные виды задач. Задача «Проверь себя» учитель может использовать как подготовительные перед контрольной работой. После контрольного урока запланированный урок — анализ контрольной работы. На таких уроках учитель может использовать задания из дополнительных, которые располагаются в конце каждого пособия. Все научные термины, которые являются в содержании программы, подаются исключительно для учителя! Количество часов на изучение каждого раздела подается ориентировочно.