Миграционные процессы в украине

Урок географии «Миграционные процессы в Украине» (9 й класс) Одним из факторов активизации учебной деятельности является разнообразие форм обучения. Нетрадиционные организационные формы совершенствуют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, развития личности ученика. Да, форма проведения занятия как семинар имеет большое значение в процессе обучения, особенно в старших классах. Характерными чертами семинара являются: продолжительность разнообразной самоподготовки учащихся; проведения частью школьников небольшой поисковой работы для подготовки докладов, сообщений, картосхем, социологических мини-опросов; коллективное обсуждение самостоятельно подобранного и обработанного материала; посильное участие всех учеников в работе семинара; использование различных источников информации для самостоятельного изучения; руководящая роль учителя в проведении дискуссии. В процессе подготовки к семинару ученики учатся и закрепляют умения и навыки в подборе материала, учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе дискуссии ученики учатся выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, выслушивать рассуждения своих товарищей. Подготовку к проведению семинара следует начать заранее, чтобы ученики могли подобрать материал по предложенной теме, вопросами или задачами. Участники семинара знакомятся и анализируют материалы учебной, справочной и художественной литературы, средств массовой информации, рассказов и воспоминаний родственников, знакомых, друзей. При изучении географии в 9-м классе (экономическая и социальная география Украины) целесообразна такая форма проведения урока, как семинар. Так, при изучении темы «Население Украины» на первом уроке учащиеся знакомятся с количеством, размещением и плотностью населения Украины. Определяют его возрастную и половую структуру, характеризующие естественное движение населения и его особенности в Украине.

После этого на следующем уроке должно изучаться тема «Миграция населения». Я предлагаю проведения этого урока в форме семинара. Цель: закрепить понятие изученного материала по теме; ознакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; сформировать представление о миграционных процессах в Украине; выяснить причину и последствия миграций, их интенсивность и географию; развивать логическое мышление учащихся, установления причинно-следственных связей; совершенствовать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с различными источниками информации; воспитывать чувство ответственности и патриотизма. Оборудование: политическая карта мира, карта населения Украины, атласы, схемы, справочники. Основные понятия: миграция, эмиграция, иммиграция, сальдо миграции, сезонная миграция, маятниковая миграция, экономически социальная миграция, политическая, религиозная, экологическая миграция, беженцы. План проведения семинара 1. Что такое миграция? Каковы причины миграции? 2. Характер миграции: эмиграция, иммиграция, сальдо миграции. 3. Разделение миграции по сроку: сезонные, маятниковые. 4. Экономически социальные миграции (так называемый «утечка умов»). 5. Беженцы, проблемы, которые сопровождают. 6. Транзит нелегалов через территорию Украины: проблемы и последствия. Ход урока И. Организационный момент ИИ. Актуализация и мотивация учебной деятельности Вступительное слово учителя (беседа) 1. Скажите, пожалуйста, легко ли в Украине и в Киеве найти работу? 2. Почему трудно найти работу? Какие вопросы волнуют человека, который ищет работу? 3. Почему люди едут за границу? На какой срок выезжают? Сегодня на уроке мы выясним, что заставляет человека покидать родные земли и отправляться в путь. Мы выясним, кто мигрирует из Украины, а кто — в Украине. Мы узнаем, кого называют беженцами и проблемы их сопровождают. Обсудим различные вопросы, связанные с миграционными процессами. Пройдет совсем немного времени и перед каждым из вас встанет вопрос: где учиться? Какую профессию выбрать? Где найти работу? Решая эти проблемы, вы будете совершать миграции по стране или за ее пределы. Итак, сегодня мы узнаем как можно больше о миграционных процессах. ИИИ. Семинар (план семинара представлены выше) В ходе докладов, сообщений и обсуждений ученик-комментатор (берет на себя такую роль по желанию) имеет ознакомить всех с базовыми понятиями, раскрывая их содержание. Так, при обсуждении первого вопроса семинара ученик-комментатор обращает внимание на понятие «Миграция населения — передвижения (переселение) людей из одного места в другое с постоянной или временной переменой места жительства». После этого ученики с помощью учителя выясняют основные причины миграций, среди которых выделяют социально-экономические. Это такие, как: избыток рабочих рук в одних местах и недостаток в других, разный уровень оплаты и условий труда и тому подобное. Также выделяют причины политического, религиозного или экологического характера. Ученик-комментатор продолжает знакомить присутствующих с понятиями. Эмиграция — переселение в другую страну на постоянное жительство или на длительное время. Таких людей называют эмигрантами. Иммиграция — въезд иностранцев в страну на длительный период или на постоянное место жительства. Сальдо миграции — это разница между количеством иммигрантов и эмигрантов. В ходе обсуждения ученики выделяют виды миграции по сроку — сезонные, маятниковые. Сезонная миграция — временное перемещение населения, вызванное необходимостью привлечения дополнительной рабочей силы на сезонные работы (например, сбор урожая). Маятниковые миграции — регулярное (иногда даже ежедневное) перемещение населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно (ученики приводят примеры таких миграций). К работе семинара подключаются ученики, которые общались с так называемыми «челноками» (люди, которые выезжают за границу или в другие районы страны за товаром). Выясняются проблемы, с которыми приходится сталкиваться этим людям, а также основные направления таких путешествий (к которым районов или стран). При обсуждении вопросов сезонной или маятниковой миграции обязательно используются политическая карта мира и карта населения Украины. Ученики называют основные направления и пути миграций. Отдельно обсуждаются вопросы так называемого «утечки умов». Ученики выясняют причины, побуждающие людей с высшим образованием и высоким уровнем квалификации искать интересную и высокооплачиваемую работу за границей. Обращается внимание на то, что такие люди часто работают за границей не по специальности. В обсуждении обращается внимание на причины миграции экологического характера, когда люди вынуждены покидать места жительства вследствие экологических катастроф. Так, в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС наблюдался поток мигрантов в другие области Украины (внутренняя) и за границу (внешняя) миграции. Также следует обратить внимание на статус беженцев и их проблемы. Беженцы — это миграционная группа населения, возникает стихийно, вследствие военных действий, эпидемий, катастроф. Стихийные миграции трудно регулировать и контролировать. Они вызывают большие проблемы в обеспечении людей продуктами, жильем, работой, инфраструктурой (пример — война в Чечне, в Ираке). Еще одной проблемой Украины является транзит нелегалов через ее территорию (информационные сообщения). Обобщение учителя Особенность места расположения Украины на миграционной карте заключается в том, что она одновременно принадлежит к трем группам стран: тех, откуда миграция происходит, через которые проходит транзитом, а также тех , куда она направляется. Население, как мы убедились, формируется за счет миграционных процессов. Массовая эмиграция и иммиграция меняют как демографическую, так и социальную структуру населения. V. Итог урока, оценивания VI. Домашнее задание Творческое задание для учеников: что вы можете предложить для того, чтобы уменьшить эмиграции процесс в Украине?

Не любите магазнные десерты? Вкусные торты и пирожные вы можете заказать недорого в интернете! Например, сладости по дюкану заказть вы сможете с беспалтной доставкой на tort-po-dukanu.ru